Персонифицированный учет пенсионных прав граждан

Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных коэффициентов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в СФР и хранятся как его индивидуальные сведения. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Фонд пенсионного и социального страхования открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

СНИЛС – уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также как идентификатор сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг. С его помощью формируются регистры граждан, имеющих право на получение государственных социальных услуг и социальных льгот, а ведомства самостоятельно запрашивают друг у друга необходимые документы. Таким образом, тратится меньше времени на получение справок, документов и самих государственных услуг. СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и другое.

В документе, подтверждающем регистрацию, гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета,  указаны следующие данные:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилия, имя, отчество зарегистрированного лица;
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.

Как узнать о сформированных пенсионных правах

 

Индивидуальный лицевой счет в Социальном фонде России – не аналог банковского счета. На этом счете хранятся не деньги, а информация о Ваших пенсионных правах. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.

Как узнать о состоянии счета

С помощью Личного кабинета гражданина:

С его помощью можно узнать о количестве индивидуальных пенсионных коэффициентов и длительности страхового стажа, учтенных на лицевом счете, получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.

Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о взносах в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.  Также в рамках сервиса можно воспользоваться персонализированной версией пенсионного калькулятора и узнать, что влияет на формирование пенсионных прав и размер будущей страховой пенсии.

Через Клиентскую службу СФР:

Сведения о состоянии Вашего индивидуального лицевого счета, включающие информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, могут быть получены Вами способом, указанным при обращении

Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в любой территориальный орган Социального фонда России.

Через портал www.gosuslugi.ru:

Для этого необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. После получения кода доступа к «Личному кабинету» на портале в разделе «Электронные услуги» необходимо выбрать раздел «Каталог услуг», затем подраздел «Социальный фонд Российской Федерации». В этом подразделе Вы сможете получить информацию о состоянии пенсионного счета в режиме онлайн.

Через МФЦ:

Для этого необходимо обратиться с запросом в любой многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации независимо от вашего места жительства, места пребывания, места фактического проживания или места нахождения в случае, если между территориальными органами СФР, предоставляющими государственную услугу, и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного запроса предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, предусмотренным соглашением.

При обращении с запросом в МФЦ, формирование сведений о состоянии ИЛС осуществляется в режиме «реального времени».

Что такое СНИЛС?

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, СФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС), который выдается один раз и на всю жизнь.

Одной из основных задач для чего необходим СНИЛС является учет пенсионных прав граждан.

Так, именно на этом счете учитывается вся информация о трудовой деятельности гражданина, страховые взносы начисляемые работодателями в СФР, информация о трудовом стаже, чтобы по достижению гражданином соответствующего пенсионного возраста, ему была начислена соответствующая его рабочей деятельности пенсия, а также иные социальные выплаты.

Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащий СНИЛС, действителен только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Обращаем внимание! Что при попадании информации о паспортных данных и СНИЛС в руки мошенников, может быть осуществлено незаконное распоряжение средствами пенсионных  накоплений. К примеру, перевод этих средств из одного негосударственного фонда в другой без волеизъявления гражданина, что может привести к потере инвестиционного дохода.

Кроме того, в случае если мошенники имеют доступ к  информационным системам ведомств, которые оказывают услуги с использованием СНИЛС, то с использованием таких данных существует риск получения сведений о гражданине, например, о заработной плате, назначенной пенсии и других личных данных.

 Следует помнить о том, что СНИЛС, паспортные данные следует предоставлять только при обращении в органы, оказывающие государственные услуги (функции), а также в МФЦ и не следует предоставлять третьим лицам.

Как добавить недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт

Узнать о сформированных пенсионных правах, которые отражены на Вашем индивидуальном лицевом счёте (ИЛС), можно с помощью Личного кабинета гражданина на сайте СФР, через Единый портал государственных (муниципальных) услуг, через территориальный орган СФР или через МФЦ. Сведения, указанные в ИЛС, сформированы на основе данных, переданных в СФР Вашими работодателями и Вами.

Если Вы считаете, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, и хотите внести в ИЛС недостающие сведения, Вам необходимо:

  • обратиться к работодателям для их уточнения;
  • в отношении периодов работы до регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета обратиться в Социальный фонд России с подтверждающими документами;
  • обратиться в СФР с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет;
  • Через ЕПГУ с 1 июля 2021 г. начала действовать интерактивная форма заявления по такой государственной услуге, как «Прием от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».

По вопросу порядка уточнения сведений ИЛС Вы можете обратиться для консультации в клиентскую службу Социального фонда России.

 

Последнее обновление: 12 июля 2023 г., 16:35

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International